Монголами зовутся все те, кто живет в войлочных шатрах

Юрта в разобранном виде весила около 250 кг. Деревянными решетками, на которые набрасывали войлочные кошмы, регулировали полезную площадь. Постели хранились в сундуках, у входа стояли деревянные ведра, бурдюки. На низких столиках — деревянная или металлическая посуда. В длинных ящиках с орнаментированной лицевой стороной — продукты и одежда, они же служили сиденьями. На западной, мужской, стороне находились кровать главы семьи, охотничье снаряжение, упряжь.

ГЕОГРАФИЯ И КЛИМАТ

До начала XIII столетия природный рельеф изолировал часть Центральной Азии, ставшей отдельной страной — Монгольской империей, от азиатского континента. На западе располагались два огромных горных массива, сходящихся вместе, Алтай и Тянь-Шань, что затрудняло проход к Монголии с запада. На юге пустыня Гоби формировала другое препятствие. На севере простирались обширные сибирские леса. Монгольское плоскогорье, изолированное от остальной Азии, лежит на высоте в среднем от 1200 до 1800 метров; оно изломано большим количеством горных хребтов: Саянами, Хангаем, Яблоновым хребтом и Большим Хин-ганом.
Между лесами и степями располагались горы и долины, покрытые пихтами, кедрами и буками. Север был более лесистым, в то время как в южном пограничном районе деревья произрастали только по долинам рек. Там, где леса редели, природа подвергалась воздействию сухих ветров из пустыни Гоби. Степи меняли свой облик каждый сезон. Весной они были покрыты безбрежным зеленым ковром, на котором с приходом лета распускались великолепные цветы. Июль и август приносили палящий зной, превращавший эту живописную картину в засушливое пространство, которое в октябре, с первым же снегом, сменялось долгой зимней белизной, при которой жизнь становилась трудной и для человека, и для зверя. В ноябре ручьи и реки полностью замерзали; и так до апрельской оттепели, когда природа начинала возрождаться.
В целом климат отличался резкой континентальностью. Летом температура могла достигать 38° жары, а зимой опуститься ниже -42°. Часто случались не¬предвиденные перемены погоды. Например, Джован-ни да Плано Карпини отметил, что 29 июня 1246 года в земле найманов выпал снег. На протяжении всего года могли неожиданно подниматься сильные ветра, вызывая бураны или песчаные бури. Не было препятствий для ледяных сибирских ветров и бурь из пустыни Гоби.
Обитатели этого региона — люди и животные — были привычны к тем условиям, в которых им приходилось жить, и беспощадная борьба за существование стала для них обычным делом. Таким образом сама природа помогала в формировании жесткого боевого характера жителей будущей Монголии.

***

ПЛЕМЕНА

Монголия занимает самую восточную часть евразийской степной зоны. В этих степях всегда проживали разные кочевые племена: тюрки, монголы и тунгусы. Эти племена, во многом родственные друг другу, были членами одной и той же этнической и языковой алтайской общности.
Монгольские племена подразделялись на две группы: пастухов-кочевников, которые перемещались с одного степного пастбища на другое, и лесных охотников, занимающихся и рыбной ловлей. Два различных образа жизни объясняются тем, что самый обитаемый регион монголов находился между сибирскими лесами на севере и протянувшейся к югу пустыней Гоби.
Лесные охотники не продвигались дальше Прибайкалья, истоков Енисея и верховий Иртыша. Пастухи-кочевники же занимали южную часть этого региона, от предгорий Алтая до Буир-нора.
В целом между лесными охотниками и пастухами-кочевниками не было четкого размежевания. Некоторые племена охотников держали крупный рогатый скот, а пастухи-кочевники не могли существовать без охоты.
По сути, все монголы так или иначе занимались охотой, которую некоторые воспринимали как изысканное удовольствие. Помимо индивидуальной охоты были распространены облавы. Они иногда становились масштабными событиями и проводились согласно заранее разработанному плану. Многие из них были формой военных маневров, дикие животные в которых исполняли роль врагов.
Хотя разведение крупного рогатого скота было крайне важным для пастухов-кочевников, они помимо этого, как уже упоминалось, охотились. По бескрайним степям вооруженные луками и стрелами или арканами кочевники преследовали антилоп, вепрей и диких ослов.
Пастушьи племена держали коров, овец, коз и лошадей. Монголы, как и все кочевники, старались использовать комбинированные способы выпаса скота. Если обстоятельства заставляли их держать скот на заснеженном пастбище, то сначала на него пускали лошадей, за ними шел крупный рогатый скот, и только потом, по разрыхленному снегу, к открытой траве пускали кормиться овец.
Они также использовали коров как вьючных и тягловых животных. Овцы давали мясо, кожу и шерсть. В конце осени или ранней зимой животных забивали. Мясо затем обрабатывали и замораживали. Пастухи-кочевники перемещались несколько раз в году с одного горного пастбища на другое; расстояние, на которое они передвигались, зависело от размера стада. Они должны были выбирать место для зимнего лагеря очень внимательно, так как не делали запасов корма для скота. Трудность заключалась в том, что коровам и овцам, составлявшим большую часть стада, требовалась разная пища. Верблюдов держали до Чингисхана немного — в районе близ рек Толы, Онона и Керулена, потому что местность для них была слишком гористой.
Нестабильность жизни в этих районах вынуждала племена периодически оставлять свои прежние занятия и осваивать новые. Вообще племена, жившие в лесах, больше напоминали варваров, чем те, что жили в степях и могли осуществлять некоторые контакты с культурой соседних народов: уйгуров, киданей и чжур-чжэней. Во время становления Монгольской империи в начале XIII столетия лесные охотники все больше и больше вытеснялись пастухами-кочевниками. Постепенно их территория становилась меньше, так как пастухи обосновывались в определенных лесных областях, вынуждая охотников приспосабливаться к их образу жизни.
Основным общественным институтом в монгольском обществе между XI и XIII веками было племя — подразделение, основанное на патриархате. Племя, вмещавшее несколько родов, было экзогамным и состояло из агнатов. Агнаты — все члены рода — мужчины, связанные происхождением по мужской линии от одного родоначальника. Членам рода не разрешалось вступать в брак с членами этого же рода, молодые люди должны были выбрать себе невест из других родов.
Полигамия считалась нормой, хотя первая жена во все времена занимала ведущее положение. Монголам требовалось много женщин из других племен, и похищение невесты было обычным делом, что часто служило причиной войн между племенами. Истории жизни Чингисхана и его отца Есугея показывают, к чему могла привести экзогамия. Экзогамия- запрет браков в пределах одного рода, племени.
Особенность этого общества заключалась в том, что имущество отца после его смерти передавалось младшему сыну главной жены. Этот сын рассматривался как хранитель владений, исходно принадлежащих роду, и благодаря такому положению получал титул отчиги-на — хранителя домашнего очага.
До того как Чингисхан получил власть, самыми могущественными племенами были кераиты и найманы. Принято считать, что центр района, занятый кераита-ми, находился в верховьях Орхона; на востоке территория кераитов доходила до реки Толы, а на юге — до реки Онгиин. Хотя считается, что кераиты происходят от тюрков, они были также подвержены сильному монгольскому влиянию. Согласно сирийскому летописцу Бар Эбраусу кераиты были обращены в несторианство 1000 лет назад. Несторианство — течение в христианстве, основанное в V в. византийским патриархом Нестарием. Последний утверждал, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии стал Сыном Божьим (Мессией). В Средние века несторианство пользовалось значительным влиянием в Восточной Азии. На западе от кераитов жили найманы, в то время самое сильное племя; их можно рассматривать как омонголившихся тюрков. По всей вероятности, их территория простиралась от Убсу-Нура на севере до Черного Иртыша на юге и от озера Зайсан на западе до верховьев Селенги на востоке. Примечательно, что найманы приняли культуру своих южных соседей уйгуров, которые, предположительно, также повлияли на их обращение в несторианство.
В конце XII века меркиты и татары были в равной степени сильными племенами. Меркиты, которые жили в низовьях Селенги, к юго-востоку от озера Байкал, были лесными охотниками. На востоке, южнее озера Буир-нор, располагалось монгольское племя татары. Происхождение термина «татары» является одной из наибо¬лее дискуссионных тем среди историков. Представляется, что с XII— XIII вв., постепенно расширяя свое содержание, этноним «татары» стал обозначать в широком смысле совокупность различных монго-лоязычных племен. Судя по всему, этот термин пришел в Восточную Европу в ходе монгольского завоевания XIII в. Здесь в XIII—XIVвв. он стал еще более расширенным, употребляясь как своего рода этно-полиэтноним. Но, начиная с XVII в., его использование стало постепенно сужаться. В XIX—XX вв. термин «татары» в Восточной Европе закрепился за тюркоязычными жителями Поволжья и Крыма, не имевшими ранее прямых контактов с прежними центральноазиатс-кими носителями этого названия. Они были прекрасными воинами и в течение долгого времени представляли большую угрозу для китайцев, которые часто поддерживали племена, жившие к западу от татар, в их войнах против враждебно настроенных соседей. Посредством китайского участия Чингисхан получил преимущество в войне против татар.
В период между VII и XII веками татары имели большое влияние благодаря своей воинственности. Вероятно, что в тот период все племена, говорящие по-монгольски, назывались татарами; по крайней мере, так это было для китайцев. Название «татары» осталось в употреблении даже после возвышения монголов под властью Чингисхана. Европейцы, посещающие Монгольскую империю, часто использовали название «татары», но монголы сообщили им, что татары — это покоренное ими племя.
Стоит также упомянуть о киргизах и ойратах, хотя они и не были очень влиятельными в начале XIII столетия. Киргизы, тюркское племя, вытеснили уйгуров из Монголии в 840 году. В IX веке они стали причиной многих бед из-за своего беспринципного поведения. В начале X века их вытеснили кидане, и киргизы обосновались в верховьях Енисея. С того времени они лишились своей значимости. На востоке от Байкала располагалось монгольское племя ойраты, которое жило в лесах. В XII и XIII веках они не играли значительной роли, но после падения династии Юань в Китае в 1368 году заняли ведущее положение на востоке Монголии.
В междуречье Онона и Керулена жили монголы. Позже так станут называть всех, кто говорит по-монгольски. Племя монголов состояло из родов Борджи-гин и тайджиутов. Борджигины, жившие между Оно-ном и Керуленом, были степными кочевниками. Тай-джиуты, известный монгольский род до восхождения Чингисхана, располагались в районе слияния Онона и Ингоды, где степи сменялись лесами. Они были частично пастухами-кочевниками, частично лесными охотниками.
Некоторые другие племена также важны для истории Чингисхана. Унгиаты, которые вели кочевой образ жизни, жили к юго-востоку от озера Буир-нор. Джалаиры, возможно, побежденное тюркское племя, которое подвергалось сильному монгольскому влиянию, располагались между Селенгой и Ононом. Онгуты, тюркские кочевники, которые были в большей или меньшей степени обращены в несторианство, проживали южнее пустыни Гоби по соседству с китайцами. Китайцы называли их белыми татарами.
Хотя уйгуры не жили в Монголии и к XIII веку не занимали ведущих позиций, о них стоит упомянуть, так как они оказывали довольно значительное влияние на позднюю Монгольскую империю. Примерно в 745 году тюркские уйгуры обосновались в современной Монголии. Они создали большое и сильное государство, которое протянулось до Восточного Туркестана и Тибета. Столица Орда-Балык (Кара-Балгасун) располагалась на реке Орхон, близ того места, где позже будет построен Каракорум. Найденные руины показывают, что столица уйгуров была даже больше, чем у монголов. Уйгуры, кочевое племя, пытались сочетать жизнь в степях с городской жизнью. Примерно в 840 году их государство было разрушено киргизами, пришедшими с запада. Позже возникли два меньших государства уйгуров; восточное — современные Ганьсу и Алашань — было побеждено тангутами примерно в 1030 году. Западное государство располагалось на северо-восточной границе бассейна реки Тарим, его образовали расположенные там города. Как самостоятельное государство оно перестало существовать только в XIII веке, так как было поглощено Монгольской империей. Правитель этого уйгурского государства носил титул идикут (священный государь).
Западное государство достигло высокого уровня развития. Влияние этих уйгуров на соседние племена было значительным, особенно это касается найманов, которые были самым развитым племенем на территории, где располагается современная Монголия. Первоначально уйгуры были последователями манихейства; в 763 году это учение стало их государственной религией. Манихейство — религиозное течение, основанное в 111 в. В его основе —дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных равноправных принципов бытия. В начале X века манихейство уступило место буддизму и несторианству, обе эти религии были разрешены у уйгуров. Во второй половине XI века манихейство исчезло навсегда.
Уйгуры заимствовали алфавит у согдийцев, восточного иранского народа, пришедшего из Самарканда и Бухары. Этот алфавит, по происхождению семитский, известен в истории как уйгурское письмо. Поскольку народ Чингисхана не знал письменности, он сделал уйгурское письмо официальным алфавитом Монгольской империи. Впоследствии этот алфавит приобрел широкую известность.

***

На главную
Великий монгол

Используются технологии uCoz